IconPO Портал образования
Тюменского района
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ special eye

МАОУ Московская СОШ

Тюменский район, п. Московский, ул. Озерная, д. 8
+7 (3452) 764-159, 764-636
mos@obraz-tmr.ru

ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ

 

Описание построения модели развития инклюзивного образования в МАОУ Московской СОШ Тюменского муниципального района

Модель развития инклюзивного образования предназначена для целостного понимания и разворачивания работ в части соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования доступного образования для всех участников образовательного процесса. Модель является инструментом управления развитием инклюзивного образования на уровне образовательной организации.

Нормативным основанием разработки модели являются национальный проект «Образование», Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.

Модель направлена на реализацию следующих направлений:

  • формирование инклюзивной культуры общества;
  • создание универсальной безбарьерной среды;
  • обеспечение вариативности предоставления образования детям с OB3;
  • обеспечение комплексного         психолого—медико—педагогического сопровождения детей с OB3;
  • создание условий для социализации детей с OB3;
  • формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;
  • совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников, специалистов сопровождения.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, получающие инклюзивное образование в 2020– 2021 учебном году

1-4 классы

   Класс

Обучающиеся с ОВЗ

Обучающиеся  с УО

Дети-инвалиды

1 классы

2

-

2

2 классы

4

1

1

3 классы

9

1

-

4 классы

4

1

-

Итого

19

3

3

 

 

5-9 классы

   Класс

Обучающиеся с ОВЗ

Обучающиеся  с УО

Дети-инвалиды

5 классы

3

4

2

6 классы

2

1

1

7 классы

4

-

3

8 классы

5

-

1

9 классы

1

1

-

Итого:

15

6

7

 

В школе реализуются следующие AOOП:

  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (варианты 6.1, 6.3)
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (варианты 7.1, 7.2),
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2),
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (вариант 5.1),
  • Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся (вариант 4.1).
  • - Адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты 1,2)
  • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
  • Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В школе создан школьный психолого-педагогический консилиум (ППк), в состав которого вошли: заместитель директора, курирующий работу с детьми с ОВЗ (председатель консилиума), заведующая структурным подразделением дошкольного образования, педагоги школы, воспитатель, логопеды, социальный педагог и психологи.

Заседания консилиума проводятся по плану и по запросу педагогов и родителей. Коррекционные занятия специалисты проводят по утверждённому расписанию.

Консилиум тесно взаимодействует с ПМПК Тюменского муниципального района.

Модель включает следующие компоненты: целевой, структурно-функциональный, содержательно—технологический, управленческий, рефлексивно—оценочный.

 

Целевой компонент модели.

 

Цель: обеспечение доступного и качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом их особых образовательных потребностей в условиях МАОУ Московской СОШ.

Задачи:

  • обеспечение вариативности предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ,
  • создание условий для оказания услуг психолого-педагогической, методической, консультативной помощи родителям,
  • обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,
  • формирование методического обеспечения и сопровождения инклюзивного образования, совершенствование профессиональной компетентности педагогов, специалистов МАОУ Московской СОШ.
  • обеспечение доступной среды (специальных условий в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с ОВЗ).

 

Локальные нормативные акты, регламентирующие особенности организации образовательного процесса, права, обязанности и меры социальной поддержки, обучающихся с ОВЗ:

- Положение о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в адаптированные основные общеобразовательные программы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района;

- Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППк) МАОУ Московской СОШ;

- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района;

- Положение о разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района;

 - Положение об инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Московской средней общеобразовательной школе Тюменского муниципального района;

- Положение об оказании логопедической помощи в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении Московской средней общеобразовательной школе Тюменского муниципального района;

- Положение об организации обучения детей на дому Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Московской средней общеобразовательной школы Тюменского муниципального района.

 

Структурно-функциональный компонент.

Включает в себя функции:

  • управления и управленческие действия;
  • нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования;
  • деятельность внутреннего структурного элемента – ППк;
  • учебно-методическое и информационное обеспечение;
  • материально-техническая база;
  • взаимодействие с организациями и учреждениями других ведомств.

Управление и управленческие действия включают:

  • анализ, целеполагание и планирование деятельности;
  • системный анализ состояния проблемы на школьном уровне;
  • разработка дорожной карты по реализации модели инклюзивного образования в МАОУ Московской СОШ;
  • создание алгоритма взаимодействия структурных элементов модели, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребенка с ОВЗ;
  • организация, координация деятельности, разработка и совершенствование нормативно-правовой базы;
  • организация оценки соответствия требованиям инклюзивного образования внедрение командных форм работы;
  • проведение совещаний, семинаров;
  • установление связей с учреждениями культуры, дополнительного образования;
  • рассмотрение вопросов по организации инклюзивного образования на Управляющем совете ОО и на заседаниях родительского комитета школы;
  • методическое сопровождение, мотивация, управление кадрами;
  • анализ кадровых потребностей для работы с детьми с ОВЗ;
  • методическая поддержка специалистов сопровождения;
  • планирование курсовой подготовки педагогических кадров;
  • выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и специалистов и оформление заказ на курсовое обучение;
  • выстраивание внутренней системы мониторинга – диагностические, оценочные процедуры.

Психолого-педагогический консилиум (ППк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК Тюменского муниципального района) индивидуального учебного плана, оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ОО.

Учебно-методическое сопровождение включает:

  • обеспеченность детей с ОВЗ и педагогов учебниками, дидактическими материалами в соответствии с образовательной программой;
  • оказание методической помощи участникам образовательного процесса, обеспечение педагогов соответствующей учебно-методической литературой;
  • определение дефицитов и профицитов педагогов по конкретным проблемам организации инклюзивного образования;
  • подготовка достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения;
  • создание системы повышения их профессионального мастерства.

Материально-техническое оснащение кабинетов школы.

В кабинетах определен перечень оборудования для реализации адаптированных программ. Оборудованы кабинеты логопеда, психолога, зоны отдыха, релаксации, которые используются в работе с детьми с ОВЗ.

 

Содержательно-технологический компонент

Механизмом реализации содержательно-технологического компонента является реализация адаптированных программ, программ внеурочной деятельности, программы коррекционно-развивающих курсов, учебные планы, технологии, методы, приемы и средства обучения, урочную и внеурочную деятельность с учетом особенностей детей, сопровождение детей с ОВЗ, их семей. Предлагаемая нами модель предполагает организацию системы обучения и комплексного сопровождения в образовательном процессе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

  1. Зачисление в класс инклюзивного обучения производится с согласия родителей (законных представителей) на основании их заявления и заключения ПМПК Тюменского района
  2. На основе рекомендаций ПМПК разрабатывается и утверждается адаптированная основная образовательная программа (по нозологии), Специфика образовательного процесса в классе инклюзивного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК. Его осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель начальных классов, тьютор, социальный педагог.
  3. Разрабатываются и вносятся изменения в нормативные документы школы в соответствии с законодательными актами РФ, Тюменской области, Тюменского муниципального района.
  4. Педагог, работающий в инклюзивном классе, должен обладать специальной профессиональной подготовкой. В его функционал входят контроль за реализацией АООП и индивидуальной коррекционной работы, психолого-педагогического сопровождения, оценивание образовательных результатов учащихся, уровня сформированности общеучебных навыков, мониторинг результатов обучения. Он выбирает технологии, методы, приемы и средства обучения.
  5. Итогом деятельности на этом этапе является заключение школьного консилиума, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, и ее индивидуализации в соответствии с возможностями ребенка, процесса психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, необходимая корректировка программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка в соответствии с измененными компонентами образовательной программы.
  6. В ситуации, когда эффективность реализации образовательной программы, рекомендованной ПМПК, программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ минимальна, отсутствует или имеет отрицательную направленность, консилиумом может быть принято решение о необходимости повторного прохождения ПМПК с целью изменения специальных условий для получения общего образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, определения формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить. Представленная модель координирует деятельность педагогов и специалистов при организации образовательного процесса детей с ОВЗ; обеспечивает взаимодействие, психолого-педагогическую поддержку всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов); создает оптимальный уровень психологического комфорта в образовательном учреждении, реализующим принципы инклюзии, через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

Схема представлена в Приложении №1

Компонент управления

Функции управления

Управленческие действия

Анализ, целеполагание и планирование деятельности

Системный анализ состояния проблемы на уровне образовательной организации.

Разработка модели и дорожной карты по её реализации.

Организация, координация деятельности.

Разработка и совершенствование

нормативно—правовых документов, регламентирующих организацию инклюзивного образования в МАОУ Московской СОШ

Организация образовательной среды в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ.

Внедрение командных форм работы.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами.

Разработка планов по укомплектованности МАОУ Московской СОШ педагогическими работниками и специалистами и повышению их квалификации посредством курсовой подготовки.

Методическая поддержка специалистов сопровождения.

Выявление образовательных дефицитов педагогических работников и специалистов.

Мониторинг и контроль.

Организация диагностических и мониторинговых мероприятий.

 

Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает комплексную оценку развития инклюзивного образования в школе, включает проведение рефлексивно-аналитических, диагностических и мониторинговых процедур (методика изучения удовлетворенности учащихся, родителей и учителей деятельностью ОО, социометрия, анкетирование, контрольные срезы, муниципальные диагностические процедуры, всероссийские проверочные работы), разработку критериев определения уровня образовательных результатов обучающихся.

Критерии, параметры, индикаторы измерения результативности

  1. Создание и успешное внедрение модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
  2. Результаты мониторинга образовательных достижений и динамики развития детей с ОВЗ.
  3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования.
  4. Приобретение детьми с ОВЗ позитивного социального опыта. Расширение социальных контактов со сверстниками.
  5. Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей детей с ОВЗ, родителей детей с нормой, педагогов.
  6. Участие педагогов школы в методических мероприятиях по инклюзивному образованию детей с ОВЗ.
Top